10:44 19.09.2018
Анастасия Бузько опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Из чего состоит опера

Поп-музыка, рок, рэп — все это существует с презумпцией того, что для пения (отнесем к нему и рэп для наглядности) абы какие слова не подойдут: нужен текст, который хорошо ложится на музыку, соответствующим образом ритмически организованный, очень часто рифмованный и вдобавок строфически выстроенный. Иными словами, без поэзии пения вроде как и не бывает, и даже всякое «мой номер двести сорок пять, на телогреечке печать» — и оно стремится туда же, к той олицетворенной всевозможными аэдами, скальдами и прочая парадигме, которой черт знает сколько тысяч лет. Вокальная музыка — первородный и самый естественный способ существования поэзии. Поэтический текст — нормальный и даже нормативный словесный «контент» для музыки.

Опера при всем своем консерватизме в этом смысле оказывается куда более отважной, чем массовая культура. Оперы, написанные на сплошь прозаический текст, не просто «встречаются» или «бывают» — их десятки и десятки, причем в это число входят и популярные, хитовые или, во всяком случае, широко известные названия. «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси, «Война и мир» Прокофьева, «Воццек» Берга, «Билли Бадд» Бриттена, «Саломея» Рихарда Штрауса, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича и много чего еще.

Как легко заметить, все эти оперы были написаны в течение последних ста с лишним лет. Отречение от такой извечной скрепы, как безраздельное господство поэзии в оперных либретто (разговорные вставки не в счет), действительно случилось только в последние десятилетия XIX века. Подступы были заметны и раньше. Еще в 1850-е Верди грозился очередным заказчикам написать оперу на прозаическое либретто — грозился скорее в шутку, но заказчиков всерьез перепугал. Сам Верди эту угрозу не осуществил (Италия, первооткрывательница идей и оперной музыки, и оперного либретто, в этом отношении оказалась в целом чуть более консервативной). Но вообще в конце 1860-х и в 1870-е за эксперименты с прозаическим текстом берутся оперные композиторы очень разных вкусов, взглядов, эстетических предпочтений — например, оказались в их числе и Мусоргский, и Гуно. И это было не формалистическое новаторство ради новаторства, а просто реакция на то, что музыка страшно далеко ушла по сложности, богатству, образности, по гармоническому, идейному, тембровому арсеналу от ситуации барочных времен. После Вагнера рабски следовать в оперной мелодике (все-таки не романс и не песенка) просодии стихотворного текста было уже несколько нелепо. А вот прозаическая речь, организованная разнообразно и прихотливо, естественная, нестесненная, интонационно гибкая, представлялась композиторам, по выражению того же Гуно, «неистощимыми залежами возможностей».

Разумеется, это была речь не газетной заметки и не уличной торговки. Главный импульс к появлению оперы с прозаическим либретто — то, что перед композитором лежал готовый текст с самостоятельной и, как правило, счастливой судьбой: роман, повесть или драма. Отчасти читательское восхищение композитора, отчасти эта самая счастливая судьба и вызывали к жизни оперную адаптацию литературного опуса. Такое бывало и раньше — иначе бы не видать нам ни «Лючии ди Ламмермур», вдохновленной Вальтером Скоттом, ни «Травиаты», вдохновленной Дюма-сыном. Но просто раньше царило убеждение, что проза, даже славная, слишком нескладна, низка, груба для оперной сцены, а потому ее обязательно нужно версифицировать, предусмотрев удобные тексты для речитативов и арий. А потом это убеждение довольно быстро отжило свое — вместе со многими другими художественными постулатами, которые к концу XIX века стремительно превращались в анахронизм.

Только не стоит увлекаться, видя в соединении оперной музыки и нестихотворного текста исключительно достижение модерна и модернизма. В конце концов, была же и церковная музыка, которая в XIX веке, положим, начала себя мыслить как нечто совершенно автономное со своей сугубо «духовной» эстетикой — но прежде того вот совсем не чуралась оперной эстетики и оперных приемов. А тексты там понятно какие: привычная нам силлабо-тоническая поэзия присутствовала, конечно, в протестантском богослужении, но в богослужении католическом стихотворных богослужебных текстов было на порядок больше; песнопения мессы, антифоны, респонсории и особенно псалмы — это тоже, конечно, поэзия, однако совсем не того свойства, что «Куда, куда вы удалились...» И ничего: совсем не стало меньше из-за этого прекрасных и вполне оперных по складу арий в псалмах Вивальди или в мессах Моцарта, Гайдна, Бетховена, не говоря уже о множестве менее известных композиторов. Или в «Мессии» и «Израиле в Египте» Генделя, где попурри из библейских цитат тоже никакой версификации не подвергалось.

Для первых «прозаических» опер вроде «Пеллеаса и Мелизанды» критики придумали даже как будто осуждающий термин — Literaturoper, «литературная опера». Отчасти это было довольно метко: слово это ненароком отмечало, что отвлеченно-условные сюжеты для новых опер становятся неудобными, а вот использовать уже хорошо известное литературное произведение — верный способ привлечь к новой опере внимание публики. Но, если по правде, опера и без того как была, так и остается фундаментально связанной с новоевропейской словесностью: это трансформирующаяся от поколения к поколению эстетика большой литературы определяла многое в образности оперного зрелища прежде и продолжает сказываться в современных интерпретациях опер — и поэтических, и прозаических.

Метки: опера, АЯТ(искусство)
 
21:30 15.09.2018
Галина Костюченко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Неизвестные таланты великих: Живописные пейзажи на акварелях поэта Михаила Лермонтова Арт

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Живописное наследие Михаила Лермонтова.

Некоторым талантливым людям и жизни длиною в век не хватает, для того чтобы развить свой талант и подарить его миру. Чего не скажешь о русском поэте Михаиле Лермонтове, достигшем к своим 27 годам высокого творческого взлета не только в поэзии, а и в живописи. Да, совсем не многие знают о Лермонтове-художнике, оставившем в наследие грядущим поколениям тринадцать живописных полотен, выполненных маслом, более сорока акварельных работ и свыше трехсот рисунков и набросков.


Уникальный дар к искусствам


Лермонтов в детстве.  1820-1822. Неизвестный художник.

Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник.


Рожденный в семье отставного капитана Юрия Лермонтова, 3-летний Миша почти не помнил своей рано умершей матери. Детские годы мальчика прошли в пензенском имении его бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в Тарханах, которая всецело посвятила себя воспитанию и всестороннему образованию внука.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник.


По дворянским традициям в процесс становления личности юного дворянина в обязательном порядке были включены не только уроки фехтования, музыки, иностранных языков, а и уроки живописи и рисунка. И нужно заметить, что дар к искусствам маленький Миша имел удивительный.

Автопортрет. Масло. (1837-38 г.г.).

Автопортрет. Масло. (1837-38 г.г.).


Тонко чувствуя музыку, он был уверен, что она способна намного точнее и глубже, нежели слова, отразить сокровенные чувства. Он с детства отлично играл на скрипке и фортепиано. К тому же у Михаила был аналитический склад ума, и ему без труда давалось решение сложных математических задач. Он был отличным игроком в шахматы и великолепным рассказчиком, и ко всему свободно владел несколькими иностранными языками. Как было сказано выше, хорошо владел техникой рисунка и приемами живописи. И что удивительно, Лермонтову все давалось без особого труда. Однако свой поэтический дар он тщательно отшлифовывал упорным трудом, так как мечтал стать со своими стихами в один ряд с гением Пушкина. Впрочем, чего и достиг в полной мере. Хотелось бы заметить, что талантливый юноша свою первую поэму написал в четырнадцать лет.

Воспоминание о Кавказе. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Воспоминание о Кавказе. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Увлечение же рисованием явилось одним из самых ранних пристрастий Михаила, из жизнеописания которого известно, что рисовать поэт начал намного раньше, нежели сочинять стихотворения. Первые азы в рисовании будущему поэту преподал художник Александр Солоницкий. А начиная с 1830-х годов, будучи кадетом, а позже юнкером юный Лермонтов брал уроки по изобразительному искусству у живописца Петра Заболоцкого, который написал несколько портретов своего талантливого ученика.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. (1837 год). Автор: Петр Заболотский.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. (1837 год). Автор: Петр Заболотский.


Из воспоминаний о Михаиле близкого родственника поэта Акима Шан-Гирея: «Любовь к изобразительному искусству Михаил питал еще в самом раннем возрасте. Он был счастливо одарен способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»

Эльбрус. Масло. Автор: М.Ю. Лермонтов.

Эльбрус. Масло. Автор: М. Ю. Лермонтов.


Творчество Лермонтова было весьма разноплановым. Писал он и панорамные пейзажи, и портреты, затронул и жанровые военные сюжеты, создал иллюстрации к множеству собственных произведений, не плохо удавались поэту и карикатуры. Однако самые известные его произведения связаны с Кавказом, написанные в духе романтизма. Лучшие творения поэта были созданы во время первой ссылки.

Пятигорск. Масло. (1837год). М.Ю. Лермонтов.

Пятигорск. Масло. (1837год). М. Ю. Лермонтов.


Он был одним из первых живописцев, обратившихся к чарующей красоте кавказских гор. Практически все панорамные виды Кавказа Лермонтов создал как малый фрагмент огромной гористой местности, где и развалины старых строений, и монастыри, и храмы, как бы висящие над обрывами скал, органично вписаны на картинную плоскость. А миниатюрные изображения фигур всадников, погонщиков верблюдов, женщин еще больше подчеркивают «космическую безмерность» панорамного изображения.

И что интересно, при исследовании полотен Михаила Юрьевича специалистами доказано, что изображаемая местность по большей мере соответствует реальной топографии.

Крестовая гора. Масло. (1837-1838 г.г.). М.Ю. Лермонтов.

Крестовая гора. Масло. (1837-1838 г.г.). М. Ю. Лермонтов.


Михаил Лермонтов.

Михаил Лермонтов.


В своих портретах Лермонтов так же стремился к максимальному соответствию натуре. Так, к примеру, автопортрет, который написал в 1837-38 годах, исследователи жизни и творчества поэта считают одним из самых достоверных портретов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. Масло.(1837год). М.Ю. Лермонтов.

Нападение. Сцена из кавказской жизни. Масло.(1837год). М. Ю. Лермонтов.


Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева. Масло.(1839год). Автор:  М.Ю. Лермонтов.

Портрет драматурга, поэта Андрея Николаевича Муравьева. Масло.(1839год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840-1841 г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Перестрелка в горах Дагестана. Масло. (1840-1841 г.г.). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. Масло. (1837 год). Автор: Михаил Лермонтов.

Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой 26 августа 1831 года. Масло. (1837 год). Автор: Михаил Лермонтов.


Окрестности селения Караагач. Масло. (1837-1838). (Изображены окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Окрестности селения Караагач. Масло. (1837-1838). (Изображены окрестности Караагача, где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (1837-38г.г.). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. (1837-38г.г.). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Башня в Сиони. Масло. (1837-1838г.г.). (Это одно из самых масштабных полотен, написанных поэтом маслом и подаренных бабушке). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Башня в Сиони. Масло. (1837-1838г.г.). (Это одно из самых масштабных полотен, написанных поэтом маслом и подаренных бабушке). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Грузинки на крыше сакли. Графитный карандаш. (1837год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Грузинки на крыше сакли. Графитный карандаш. (1837год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


Тамань. Масло. (1837 год). Автор: М.Ю. Лермонтов.

Тамань. Масло. (1837 год). Автор: М. Ю. Лермонтов.


 Портрет М. Ю. Лермонтова. Автор: П. Кончаловский.

Портрет М. Ю. Лермонтова. Автор: П. Кончаловский.


Свои работы Лермонтов раздаривал родным и друзьям. Однако на сегодняшний день практически все сохранившиеся его работы собраны в галереях и музеях России. И кто знает, сколько бы еще великолепных полотен написал бы Михаил Юрьевич, если бы его жизнь не оборвалась трагически в столь молодом возрасте.


 
13:31 15.09.2018
Инна Ващенко опубликовала запись в сообщество AЯT (Искусство)

Парк глиняных скульптур в Китае

К чудесам света парк не причислить, но это что-то невероятно. Особенно, если представить, что он создавался энтузиастами. Парк глиняных скульптур появился в китайскомгороде Таншань. Количество скульптур достигает нескольких тысяч — в мире ему нет аналогов.

Парк глиняных скульптур в Китае (5 фото)


Автором этого проекта стал скульптор Цинь Шипин. Работать начали в 2008 году, скульптуры из глины лепили всего 3 человека!
А финансировал проект сам автор.

Парк глиняных скульптур в Китае (5 фото)


Цинь надеется заработать за счет посетителей, что абсолютно естественно, да и в желающих обозреть достопримечательность нет отбоя. Зрители могут свободно перемещаться по улице в окружении глиняных фигур и, включив воображение, переносится в далекие времена династии Сун.

Парк глиняных скульптур в Китае (5 фото)


Размеры парка: 60 на 300 метров.
Все фигуры (люди, лошади, строения) выполнены из глины в пропорции 2/3 от натуральной величины.

Парк глиняных скульптур в Китае (5 фото)

Парк глиняных скульптур в Китае (5 фото)
Метки: китай, искусство, глина, АЯТ
<< назад вперед >>
Мы — это то, что мы публикуем
Загружайте фото, видео, комментируйте.
Находите друзей и делитесь своими эмоциями.
Присоединяйтесь
RSS eg7or-yandex.ru
Войти